История города Канаш
|
||
Первая мировая война
1 августа 1914 г. царская Россия вступила в первую мировую войну. Почти все взрослое мужское население было мобилизовано в армию. В годы войны резко поднялись цены на продукты питания и на промышленные товары. Один из местных чиновников, трезво оценивая положение, писал: "Купцы же без зазрения совести набавляют цены и скрывают запасы предметов первой необходимости, а затем по повышенной цене продают их … У купцов одна цель - нажива". Цены на товары массового потребления повысились за время войны в 3-4 раза. Особенно тяжело приходилось наемным рабочим - железнодорожникам , получавшим мизерное жалование. Неудачи на фронтах, бедственное положение основной массы населения поселка вело к росту недовольствия войной. Этому способствовали и эшелоны с раненными, беженцами, которые проходили через станцию Шихраны. В ноябре 1914 г. в Шихранах открылась сапожная мастерская для пошива армейских сапог. В 1914-1915 г.г. юго-западнее Шихран были построены две казармы для проживания рекрутов, где их готовили для отправки в царскую армию. Принимались меры и по размещению беженцев. Из письма Шихранского отделения в Цивильский уездный комитет по вопросу размещения беженцев от 11 ноября 1915 г. : "10 ноября с поездом № 712 прибыла партия беженцев в числе 19 мужчин, 28 женщин и 58 детей. Прибывшие беженцы направлены в Цивильск. На ст. Шихраны задержано 5 больных детей, которые направлены для излечения в Шихранскую железнодорожную больницу" (ф. 14, оп. 1, д. 1952, л.6). 2 мая 1916 г. Казанский губернатор издал указание Цивильской уездной земской управе по поводу строительства военных бараков при станции Шихраны: "Начальник Окружного Управления по квартирному довольствию войск Казанского Военного Округа от 26 апреля сего года сообщил мне, что Командующий Войсками Округа приказал при станции Шихраны построить утепленные воинские бараки для размещения десяти тысяч пленных воинских чинов. В виду сего предлагаю Уездной Земской управе принять на себя, за счет Военного Ведомства, постройку бараков со всеми при них хозяйственными постройками. Для построек потребуется отвести земельный участок, примерно до 12 десятин, по возможности возвышенной, а также удобно снабженный водой. Работы необходимо выполнить по ценам наивыгоднейшим для казны и не выше справочных современному производству работ и закончить в срок в три-четыре месяца" (ф. 14, оп. 1, д. 2110, л. 202). 22 ноября 1916 г. Из обращения строительного отдела Цивильской уездной земской управы к начальнику окружного управления по квартирному довольствию войск Казанского военного округа об ускорении открытия железнодорожного тупика: "Для перевозки строительных материалов, прибывающих на ст. Шихраны для постройки воинских бараков уложен подъездной к месту расположения бараков железнодорожный путь. Рельсы для него …отпущены земству правлением Московско-Казанской железной дороги сроком по 1-е декабря с.г. Укладка пути закончена 20 октября" (ф. 14, оп. 1, д. 2145, л.25). Затем к отведенному месту пригнали несколько сотен пленных австро-венгерской армии, которые начали строить бараки, казармы. Бараки располагались в три ряда, их количество насчитывалось около 120. За короткий срок здесь образовался целый военный городок. Столько домов в то время не было даже на станции Шихраны. Территория солдатского городка была обнесена тремя рядами колючей проволоки. В четырех углах были построены сторожевые вышки, где круглосуточно несли охрану солдаты. В то время военный городок занимал часть территории нынешних заводов автоагрегатного и электропогрузчиков, а также территорию бывшего военкомата. Военный городок был разделен на две части: по одной стороне располагались пекарня, баня, кузница, пожарный сарай и общежитие для пожарных, дом для размещения одной роты солдат, несущих охрану, а на другой - казармы. На территории городка был гарнизонный клуб, который внешне напоминал обычный барак. Но строительство лагеря военнопленных не было завершено, помешала Октябрьская революция 1917 г. На самой станции Шихраны также усиливались меры по ее охране. Из рапорта Цивильского уездного исправника о строительстве казармы для отряда полицейских при станции Шихраны от 24 сентября 1916 г.: "Устройство казармы для стражников было бы весьма желательно, так как поселок Шихраны быстро разрастается благодаря проведению новой линии "Арзамас-Шихраны", вследствие образования узловой новой станции и строящихся земством казенных бараков для военнопленных, населенность поселка Шихраны удесятерится …" (ф. 122, оп. 4, д. 477, лл. 8, 9). Война войной, а жизнь в поселке продолжалась. В учительской семинарии шли, как обычно, занятия, преподаватели все больше проявляли заботу о своих воспитанниках. Из отчета Шихранской учительской семинарии за 1914 год попечителю Казанского учебного округа от 10 февраля 1915 года: "… Все ученики семинарии проживают на квартирах у частных лиц с разрешения педагогического совета семинарии. Квартиры находятся под наблюдением наставников и директора семинарии. В целях воспитательных педагогический совет организует общежитие, которое будет содержаться на средства семинарии … Всех служащих лиц в семинарии 8, в том числе 1 директор, 1 законоучитель, 4 наставника, 1 преподаватель графических искусств, 1 учитель пения. Директор семинарии - Кузнецов Михаил, окончил курсы Казанского университета по историко-филологическому факультету. Цивильское земское собрание 4 декабря 1914 года учредило 3 стипендии … Каждая стипендия по 150 рублей в год. Означенными стипендиями могут пользоваться дети крестьян Цивильского уезда" (ф. 509, оп. 1, д. 4, лл. 2, 4). 17 июня 1915 г. председатель Цивильской уездной управы выступил с ходатайством перед министром народного просвещения по поводу открытия при станции Шихраны механико-технического (ремесленного) училища по подготовке мастеров по машиностроительному и железнодорожному делу: "Пунктом открытия намечаются Шихраны потому, что это селение является узловой станцией, лежащей на магистрали, соединяющей Москву с Сибирью и потому Шихраны быстро развиваются. Здесь уже имеются кроме земского училища высшее начальное училище, а в минувшем году открыта учительская семинария. По отношению к своему уезду Шихраны являются почти географическим центром торговли и промышленности. Здесь имеется несколько механических мукомольных мельниц. Кроме того, Шихраны притягивают к себе по хлебной торговли несколько уездов, а именно: Ядринский, Тетюшский, Чебоксарский, Козьмодемьянский уезды Казанской губернии и Буинский уезд Симбирской губернии. С проведением же от Шихран на север и на юг уже спроектированных железнодорожных веток несомненно увеличится район тяготения к Шихранам несколькими новыми уездами. Благодаря торговому значению Шихран к удобству дорожного сообщения для целого ряда окружающих уездов, Шихраны представляют собою естественный учебный пункт" (ф. 14, оп. 1, д. 1957, л. 10). Отдел промышленных училищ Министерства народного просвещения отношением от 27 декабря 1916 г. уведомил Цивильскую земскую управу, что в проект сметы Министерства народного просвещения 1917 г. внесено 6300 руб. на содержание учреждаемого с 1 июля 1917 г. при станции Шихраны ремесленного училища с преподаванием слесарно-кузнечного, столярного и литейного ремесел. В 1917 г., после Февральской революции, по инициативе врача Шихазанской земской больницы С.П. Казанкина в Шихранах был открыт амбулаторный прием по общим болезням, а в помощь ему из Шихазанской больницы был переведен фельдшер Буинцев. 26 августа 1917 г. внесены некоторые изменения в работе учительской семинарии, кои приняты на Цивильском чрезвычайном уездном земском собрании в виду того, что в чувашских школах не хватает учителей: "1. Директор, преподаватели Шихранской учительской семинарии должны быть из лиц, знающих язык и быт чуваш. 2. В курс семинарии ввести обязательное изучение чувашского языка, истории, географии, этнографии чуваш". К тому времени в семинарии обучалось 65 чуваш, 17 русских, 1 поляк, 1 мордвин, 1 татарин. Но преобразования в системе образования не давали возможностей для равного обучения детей всех слоев населения. Однако Россия уже стояла на пороге глубочайших социально-экономических преобразований. В октябре 1917 г. в России произошла новая революция, которая в корне изменила жизнь жителей станции Шихраны. Здесь опубликованы материалы из книги "Канаш. Краткая история города". Автор-составитель Ю.А. Каховский. По вопросам приобретения книги обращайтесь sespel@pochta.ru. Полная или частичная публикация данных материалов возможна только с разрешения автора. Владимир Кузьмин. |
Добавить в избранное Сделать стартовой Сайт оптмизирован под разрешение экрана 1024*768. |
|
Copyright |
||